Интернет, компьютеры, софт и прочий Hi-Tech

Подписаться через RSS2Email.ru

Что такое оцифровка

Вы пользуетесь технологиями оцифровки каждый раз, когда что-нибудь заправляете в сканер, делаете фотографию, снимаете видео (если камера не аналоговая, разумеется), разговариваете по сотовому телефону, Skype или Google Talk. Явление стало обыденным и в особых пояснениях не нуждается. А вот практические рекомендации, пожалуй, не помешают. В первую очередь тем, кто ещё не набрался опыта. Значит, устраивайтесь поудобнее, начинаем подробный рассказ.

Суть простыми словами

Оцифровывать можно какой угодно звук, любое изображение, чертёж, фотографию, рисунок, практически любое видео. Процесс представляет собой дискретизацию — разбиение всего на крошечные элементы, кванты или пиксели, описываемые нулями и единицами. В смысле, битами и байтами.

Отдельный вид оцифровки — сканирование с распознаванием текста. То есть, сканер может узнавать буквы и представлять результат не в виде картинки, а как обычный электронный документ, словно его с клавиатуры напечатали. (Нередко с ошибками, но это мелочи.)

О том, что оцифровывается само (звук в телефоне, изображение в камере), особо заботиться не нужно. Достаточно подобрать качественные товары. Если же в биты и байты информация автоматически не превращается, то надо предпринять некоторые действия по самостоятельному осуществлению такого процесса.

Оцифровка звука

В простейшем случае линейный выход аналогового устройства (проигрывателя виниловых пластинок, например) подключается к микрофонному входу звуковой карты компьютера. Там происходит дискретизация — разбивка на кванты.

Каждый квант описывается битами. То бишь, вышеупомянутыми нулями и единицами. Считывая эти биты, воспроизводящее устройство понимает, какие именно частоты нужно переводить обратно в аналоговый вид. Соответственно, чем больше бит выделено на каждый квант и каждую секунду, тем точнее описание.

Касаемо программного обеспечения, в случае ограниченности бюджета, возможно, подойдёт кросс-платформенный свободный аудиоредактор Audacity.

Микрофоны, встроенные в карманные плееры, ноутбуки, сотовые телефоны, прицепленные к гарнитурам с наушниками, предназначены для передачи речи. Можно записать разговор и потом даже что-то разобрать при прослушивании, но особого качества звука не добьётесь.

Если вы оборудуете домашнюю студию и вам требуется микрофон для пения (для по-настоящему качественной передачи частот звукового диапазона), приобретайте конденсаторный, подключаемый к порту USB. У него на борту есть собственный аналого-цифровой преобразователь.

Старайтесь при обработке звука в аудиоредакторе никогда не снижать частоту дискретизации и глубину описания звука (её ещё называют «разрешением»).

То есть, если вы оцифровали музыку с виниловой пластинки с глубиной описания 24 бита, то при изготовлении CD Audio это значение снизится до стандартных 16 бит. При этом появится такой паразитный сигнал как шум квантования (если софт не дорогой и не применялось сглаживание — «Dithering»).

Значит, для будущего создания музыкального компакт-диска, во избежание лишней мороки, целесообразнее оцифровывать звук сразу с 16-битной глубиной.

Оцифровка видео

Завалялись старые видеокассеты с семейным видео? Плёнка ещё не размагнитилась окончательно? Значит, понадобится пишущий DVD-плеер или TV-тюнер — устройство с аналого-цифровым преобразователем, способное осуществлять захват сигнала с аналоговых телевизора, видеомагнитофона, камеры.

TV-тюнер, как правило, даёт более качественный результат и позволяет осуществлять настройки параметров видео. Он может быть:

  1. вставляемым в системный блок в виде платы;
  2. оформленным в виде отдельного устройства (для подключения к ноутбукам).

В комплекте с тюнером предоставляется софт для операционных систем Windows и Mac OS (на лазерных дисках). Устанавливать его можно смело — будут и драйверы, и нужные пользовательские приложения.

Более того, при наличии драйверов оцифровку в разных форматах (используя разные кодеки) можно будет производить с помощью любого толкового видеоредактора, необязательно «родной» программы.

А вот пользователям Ubuntu повезло не так сильно. По крайней мере, на данном этапе развития свободных ОС.

Самым продвинутым приложением для GNU/Linux, умеющим осуществлять аудио- и видеозахват, считается TVTime. Однако прежде чем идти в магазин за дополнительным «железом», следует изучить раздел «supported cards» на сайте разработчиков tvtime.sourceforge.net. Там рассказывается, какие платы как работают, какие драйверы в каком ядре Linux есть и хорошо ли они функционируют с теми или иными моделями.

Обладателям портативных устройств (ноутбуков и нетбуков) жить легче. Установили TVTime, отправились с компьютером в магазин — и проверили прямо там, поддерживает ли ядро Linux что-нибудь из предлагаемого ассортимента внешних TV-тюнеров.

В настройках программы желательно указать частую расстановку ключевых кадров. (Это полноценные картинки; между ними — только информация об их изменении, о движениях.) Пусть файл получится чуть больше, но прокручивать видео (и особенно редактировать оное) будет удобнее.

Впрочем, только на компьютере. Пишущий DVD-плеер и без дополнительных подсказок изготовит файлы со стандартными параметрами, вполне пригодные к употреблению.

Продолжение этой статьи: «Что такое оцифровка. Часть 2».

Автор: vanilinkin, специально для xBB.uz, 17.01.2013


Предыдущие публикации:

Биржа долевых инвестиций SIMEX.

Последнее редактирование: 2013-01-18 21:23:14

Метки материала: что такое, что, оцифровка, основные понятия информатики, аналоговые и цифровые технологии, ит-термины, информационные технологии, ит, it, hi tech, компьютерные технологии, цифровые технологии, электронные технологии, понятия информационных технологий

Оставьте, пожалуйста, свой комментарий к публикации

Представиться как     Антибот:
   

Просьба не постить мусор. Если вы хотите потестить xBB, воспользуйтесь кнопкой предварительного просмотра на панели инструментов xBBEditor-а.


© 2007-2019, Дмитрий Скоробогатов.
Разрешается воспроизводить, распространять и/или изменять материалы сайта
в соответствии с условиями GNU Free Documentation License,
версии 1.2 или любой более поздней версии, опубликованной FSF,
если только иное не указано в самих материалах.