Интернет, компьютеры, софт и прочий Hi-Tech

Подписаться через RSS2Email.ru

Стандарты SCORM для дистанционного обучения

Когда на горизонте показался двадцать первый век и всемирная паутина стала обыденностью, стало ясно, что многие люди вовсе не прочь обучаться дистанционно, без отрыва от рабочих и домашних дел. Действительно, если есть доступ к сети, зачем всё бросать и ехать за тридевять земель ради пополнения знаний, ведь оные можно эффективно получать посредством компьютера.

«Sharable Content Object Reference Model», сокращённо SCORM, — это, говоря упрощённо, такие книжки, в которых описаны стандарты дистанционного обучения.

Откуда взялись стандарты SCORM

Начнём, как обычно, с истории. Предвидя увеличение скорости обмена данными в интернете, в 1999-м (аккурат в конце минувшего столетия) американская инициативная группа «Advanced Distributed Learning» (ADL) принялась всерьёз чесать репы, решая проблему: ранее электронные учебные материалы то оформлялись на HTML, то работали на JavaScript, то вообще непонятно как.

Ни единого для всех API, ни возможности интеграции с другими системами. Каждое учебное заведение творило что хотело, чихая на какую-либо совместимость с высокой ветки. Подобную анархию пора было прекращать.

И вот где-то к 2001-му году удалось допилить до приличного состояния стандарты SCORM, основанные на XML. (Сей универсальный формат был выбран, дабы не возникало вопросов по поводу вышеупомянутой совместимости материалов.)

В 2002-м контора ADL решила, что SCORM пора делать официальным. Однако «Институт инженеров по электротехнике и электронике» (IEEE) сподобился удостоверить стандарты только в 2003-м. Зато сразу два: IEEE 1484.11.1 и IEEE 1484.11.2 (где оставили старый добрый JavaScript).

«SCORM 2004» дополнили плюшками, а в 2006-м году Министерство обороны США (вот кто за всем этим стоял!) велело всё электронное обучение привести к рамкам обсуждаемых стандартов.

Суть вкратце

Представьте себе электронный пакет учебных материалов, всяческих файлов с графикой, аудио, видео, текстами, *css, *js и так далее. Дабы связать всё это в единое целое, используется формат XML. В корневой папке находится файл imsmanifest.xml с метаданными, описанием порядка компонентов, ссылками на конкретные файлы etc.

Если учебный пакет нужно переслать по сети, то содержимое упаковывается в ZIP-архив, в корне которого должен лежать файл imsmanifest.xml.

Блоки материалов делятся на два типа: и Sharable Content Object (сокращённо SCO) и Asset.

Asset — это «пассивные» данные, которые просто лежат себе в папках и являются пред светлые очи только по вызову. Один или несколько файлов, описанных как единый блок. Звук, HTML-страница, картинка, какой-нибудь ролик. Собственно говоря, они ничего и не могут делать самостоятельно, даже если бы очень захотели.

SCO — «активные» данные. Они что-то откуда-то получают методом GetValue(), передают посредством SetValue() — взаимодействуют с управляющим сервером. Как минимум, вызывают стандартные методы Initialize() для запуска чего-либо и Terminate() для завершения.

Взаимодействие осуществляется через объект API_1484_11 в окне браузера. Точнее, не в самом родительском окне, а либо в iFrame, либо во всплывающем (вот и JavaScript пригодился с его window.open).

Взаимодействие описано в части «Run-Time Environment» (RTE). Есть ещё раздел «Sequencing and Navigation» (SN), предписывающий способы осуществления навигации по материалам. Ну и «Conformance Requirements» со списком вообще всех требований.

Что из этого вышло

Посмотрели разработчики учебных систем на явившийся миру стандарты SCORM и узрели в них свет рациональности и практичности. Поэтому изготовили множество продуктов, совместимых со SCORM. Например, таких как WebTutor, SharePointLMS, AcademLive, SABA и прочих, коммерческих и свободных, на разных движках, на разный вкус и цвет.

Как с этим жить разработчику

Вряд ли в конституции страны, где вы живёте, предусмотрена обязанность непременно соблюдать стандарты, разработанные под чутким руководством Министерства обороны США.

Если системе обучения, которую вы вознамерились создать, не нужна совместимость с другими аналогичными изделиями, то можете спокойно делать всё по-своему, как считаете нужным. Вас за это не будет бомбить НАТО.

В общем, стандарты не являются обязательными и, говоря сухим канцелярским языком, носят рекомендательный характер. Особенно если не планируете использовать чужие учебные пакеты.

К тому же, неисповедимы пути прогресса — в обозримом будущем учебные системы могут даже на HTML 5 основываться, а то и вовсе на чём-нибудь совершенно новом.

Автор: vanilinkin, специально для xBB.uz, 19.12.2011


Предыдущие публикации:

Биржа долевых инвестиций SIMEX.

Последнее редактирование: 2011-12-19 12:45:06

Метки материала: scorm, стандарты scorm, дистанционное обучение, scorm для дистанционного обучения, интернет-образование, it, информационные технологии, ит, hi tech, высокие технологии, high tech, интернет и www, всемирная паутина, интернет сеть, инет, internet, интернет

Оставьте, пожалуйста, свой комментарий к публикации

Представиться как     Антибот:
   

Просьба не постить мусор. Если вы хотите потестить xBB, воспользуйтесь кнопкой предварительного просмотра на панели инструментов xBBEditor-а.


© 2007-2017, Дмитрий Скоробогатов.
Разрешается воспроизводить, распространять и/или изменять материалы сайта
в соответствии с условиями GNU Free Documentation License,
версии 1.2 или любой более поздней версии, опубликованной FSF,
если только иное не указано в самих материалах.